БЕСПЛАТНАЯ помощь юриста он-лайн
- консультация специалиста
- выписка из ЕГРЮЛ/ЕГРИП
- выявление связей с юр.лицами
- обратный звонок
Оставить заявку

СО ДНЯ основания 23.10.2007 МЫ успешно проработали

Форум
Нас рекомендуют
ООО "УРСА Евразия"
ЗАО "ТЕЛРОС"
ЗАО "Алсель"
ЗАО "Грузовой терминал Пулково"
Смотреть отзывы
Partnerskie programmy
В теме 1 сообщение. Смотреть весь список тем

"Договор поставки (выпуск 39)"

Оставить сообщение
11 марта 2018 в 17:44
- Приветствуем Вас, дорогие слушатели! Темой нашего 39 выпуска будет договор поставки. В ходе нашей беседы мы раскроем нюансы договора поставки, расскажем о его существенных условиях, субъектном составе, возможных рисках и последствиях расторжения договора поставки. На эти, а также другие вопросы ответит Игорь Галичевский - представитель юридической компании «Онегин-Консалтинг».

- Здравствуйте, Игорь! Что сегодня представляет собой договор поставки?

Договор поставки – это соглашение сторон, по которому поставщик (продавец), осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием (ст. 506 ГК РФ).

По своей правовой природе договор поставки – это тот же договор купли-продажи. Единственное отличие между указанными договорами заключается в том, что договор поставки преследует цель дальнейшего использования товара покупателем в предпринимательской деятельности.

- Игорь, на что стоит обращать внимание при заключении договора поставки? Какие его существенные условия?

Согласно положениям п. 1 ст. 432, п. 5 ст. 454, п. 3 ст. 455 ГК РФ существенным условием договора поставки является условие о товаре, которое считается согласованным, если договор позволяет определить наименование и количество товара. Все эти характеристики указываются в самом договоре поставки или в спецификации (ведомости/приложении, являющимися неотъемлемой частью договора).

Предметом договора или как еще можно сказать товаром, могут быть любые не изъятые из оборота вещи, как существующие в момент заключения договора, так и не произведенные (не приобретенные) в момент заключения договора. Как правило, такие вещи имеют родовые признаками, что позволяет их идентифицировать.

- Существенные условия договора поставки выяснили. Теперь расскажите, пожалуйста, о порядке заключения договора поставки?

Это может быть либо непосредственное подписание сторонами договора поставки на месте или путем направления оферты и дальнейшего ее акцепта.

- Ну с подписанием договора поставки на месте все более или менее понятно. Стороны встретились и подписали. А вот что касается оферты и акцепта, поясните, пожалуйста, дополнительно нашим слушателям, что Вы имели ввиду.

Оферта – это предложение. Акцепт – это согласие. Часто оферта выражается в передаче проекта договора, а акцепт в подписании этого проекта. Акцептант, т.е. тот, кому направлена оферта, в своем обратном ответе может изменить условия договора и тогда данный ответ будет считаться не акцептом, а контрофертой. Каждой стороне на ответ дается по закону 30 дней, затем оферта утрачивает силу. В статье 507 Гражданского кодекса можно подробнее ознакомиться с названным порядком.

- Хорошо, допустим стороны заключили договор одним из названных Вами способом, определись с товаром и сроками, что происходит дальше? Как осуществляется сама поставка?

Статья 509 Гражданского кодекса РФ устанавливает, что поставка товаров осуществляется поставщиком путем отгрузки (передачи) товаров покупателю или лицу, указанному в договоре в качестве получателя. То есть товар могут поставить не лично покупателю, а другому лицу или в другое место, если это условие предусмотрено договором.

- А что происходит, если в самом договоре поставки не оговорен конкретный способ доставки товара до покупателя?

В случаях, когда в договоре не определено, каким видом транспорта или на каких условиях осуществляется доставка, право выбора вида транспорта или определения иных условий поставки принадлежит поставщику, если иное не вытекает из закона и существа договора.

- Ясно, предположим товар доставлен. Какие действия должен совершить покупатель для его приемки?

Когда уже товар доставлен покупателю, последний обязан совершить все необходимые действия, обеспечивающие принятие товаров. А именно: осмотреть товар, проверить его количество и качество. Также, если выявлены несоответствия или недостатки товара, покупатель обязан незамедлительно письменно уведомить об этом поставщика. Если же претензий к товару у покупателя нет, то он просто подписывает товаросопроводительные документы (товарная накладная, универсальный передаточный документ и др.). И уже тогда поставка считается оконченной, не считая условия оплаты, которые стороны также оговаривают в договоре.

- Игорь, вопрос из практики: с какими трудностями или рисками сталкиваются чаще всего стороны в договоре поставки? Начните с рисков поставщика.

Каким бы не был договор поставки, риски есть всегда для каждой из сторон. Так чаще всего поставщик сталкивается с таким фактором как неплатежеспособность покупателя, после непосредственной поставки товара. Особенно это касается случаев, когда товар приобретается покупателем с отсрочкой оплаты. Безусловно, можно взыскать средства с покупателя через суд. Но, даже имея на руках исполнительный лист, велика вероятность того, что поставщик ничего не сможет взыскать. Поэтому клиентам мы советуем всегда проверять своих контрагентов всеми возможными средствами. Например, делать запрос первичной бухгалтерской отчетности у покупателя (это может быть баланс), смотреть срок существования покупателя на рынке, его деловую репутацию, наличие действующих судов или исполнительных производств и иным образом проверять его в открытых источниках.

- На что еще стоит обратит внимание поставщику?
Например, при выгрузке товара стоит обращать внимание на то, как оформлены полномочия лиц, осуществляющих приемку. То есть имеют ли они право принимать товар и особенно подписывать товароопроводительные документы.

Очень часто водитель привозит товар на склад к покупателю, передает товар, получает подпись какого-то лица в акте приема-передачи и уезжает. Вроде бы все хорошо, однако неделю спустя поставщику звонит покупатель и требует передать товар. Но ведь товар уже был доставлен и передан покупателю! Далее выясняется, что товар был сдан лицу, которое вообще никогда не работало у покупателя. В итоге каждая из сторон остается без товара, покупатель расторгает договор поставки и требует возмещение штрафных санкций.

- С рисками поставщика все понятно. А какие трудности могут возникнуть у покупателя?

Риски для покупателей чаще всего связаны с качеством поставленного товара. Безусловно, у покупателя есть право на возврат денег за некачественный товар или на замену поставленного товара (согласно статье 518 ГК РФ). Однако, если покупатель халатно отнёсся к данному вопросу и вовремя не урегулировал вопрос с поставщиком, то в будущем покупатель может даже не найти поставщика или же лишиться судебной защиты ввиду пропуска срока принятий возражений о качестве товара.

- А что тогда делать с товарами, качество которых можно выявить только спустя время после их поставки?

Здесь возможно несколько вариантов. Но самый приемлемый и удобный, на мой взгляд, это принятие товара от поставщика через договор ответственного хранения.

По договору ответственного хранения товар передается не в собственность, а на хранение покупателю, который будет нести ответственность за сохранность товара и непредвиденные риски. Но при этом покупатель может произвести правильную проверку полученного товара и при ее положительном результате, подписать товаросопроводительные документы. И только после подписания данного акта, весь товар перейдет в собственность к покупателю.

При заключении договора хранения поставщик более ответственно подойдет к качеству товара, так как покупатель в период хранения будет его проверять длительнее и тщательнее.

- Теперь с возможными трудностями и рисками для каждой из сторон все стало ясно. А если же одна из сторон нарушает условия договора поставки, как быть другой?

В таких случаях законодатель предусмотрел односторонний отказ от договора поставки (ст. 523 ГК РФ). Односторонний отказ возможен только в случае существенного нарушения договора поставки одной из сторон. В иных случаях односторонний отказ невозможен.

Для покупателя существенным нарушением является одно из следующих оснований:
1. поставка товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;
2. неоднократного нарушения сроков поставки товаров.

Нарушение договора поставки покупателем предполагается существенным в случаях:
1. неоднократного нарушения сроков оплаты товаров;
2. неоднократной невыборки товаров (то есть покупатель в срок не определился, какой товар ему должен поставить продавец).

В каждом указанном случае договор поставки считается расторгнутым с момента, когда одна из сторон получила уведомление от другой стороны об одностороннем отказе от исполнения договора.

- То есть, после получения уведомления о расторжении договора, отношения сторон считаются оконченными?

Не всегда. Стороны могут предусмотреть в договоре поставки условия о возмещение убытков при расторжении договора по вине одной из сторон. Также, такое право предоставлено сторонам в силу закона (статья 524 ГК РФ). Так, если договор расторгнут по вине поставщика, и покупатель купил товар по более высокой, но разумной цене, у другого лица, то покупатель может взыскать разницу между установленной в договоре ценой и ценой другого продавца.
В свою очередь, если продавец продал товар другому лицу по более низкой, но разумной цене, продавец может предъявить покупателю требование о возмещении убытков в виде разницы между установленной в договоре ценой и ценой по совершенной взамен сделке.

Помните, сторона не исполнившая или ненадлежащим образом исполнившая обязательства, несет риск возмещения убытков в чем бы он не заключался (статья 15 ГК РФ). Это может быть как реальный ущерб, так и упущенная выгода.

- На этом наш диалог подходит к концу. Спасибо, Игорь за такую интересную информацию и примеры! А нашим слушателям я хочу напомнить, что на вопросы нам отвечал представитель юридической компании "Онегин-Консалтинг" Игорь Галичевский. Любые интересующие Вас вопросы юридической направленности Вы можете бесплатно задать на сайте компании, или же на странице официальной группы «Онегин-Консалтинг» Вконтакте. Также, на официальном сайте «Онегин-Консалтинг», в разделе «форум», Вы сможете найти текстовую версию нашего сегодняшнего подкаста. Всего доброго, до новых встреч!
Оставить сообщение
В теме 1 сообщение. Смотреть весь список тем

    Ваше сообщение размещено

    Вы уверены, что хотите полностью удалить эту тему?

    Да
    Нет

    Вы уверены, что хотите удалить это сообщение?

    Да
    Нет